
Сегодня я не расскажу вам о самом страшном трактире на Хитровке и о дяде Гиляе. Это я сделаю как-нибудь в следующих статьях.
Я поведаю о том, как можно понять по архитектурным деталям возраст дома, где этот трактир находился.
Архитектура нам может очень многое узнать — это послание — письмо, которое нужно научиться правильно читать.
Приступим
В основе дома Ярошенко, именно так он именуется в книге “Москва и Москвичи”, старые палаты 17 века. Чтобы увидеть всю их красоту и старину — легким движением руки набираем код и мы во дворе. Попадаем в прошлое, где время остановилось в самом центре Москвы.
Перед нами 2-х этажные палаты — самое старое жилое здание в Москве. На первом этаже живет архитектор и реставратор Николай Аввакумов без которого бы дом так и простоял под слоем советской штукатурки и мы, возможно бы, никогда не увидели его обнаженной старины.
Смотрите, на стене — изразцы

Они хранились под 100-летними наслоениями ремонтов и возможно благодаря этому сохранились. Причем средний — муравленый, то есть зеленый от “трава-мурава”.
Такие изразцы могли использовать только очень состоятельные люди. К тому же такой цвет появляется благодаря запеканию свинца. Использовались подобные изразцы в основном до 18 столетия. Их пик популярности пришелся на век 17-й.
Смотрим дальше — а вот и клеймо с двуглавым орлом на кирпиче

Такие кирпичи изготавливались под Измайлово на царском заводе и строить из такого кирпича могли позволить только приближенные к государю люди.
Производился орленый кирпич до 1690-х годов, примерно с середины 17 века. То есть опять допетровское время.
А вот наверху — оранжевый железный колышек в петле вдавленный в стену

Это часть стяжки. Железная балка проходит внутри, а наружу выходит вот такой петелькой — обухом. В обух вставлялся засов — колышек и вся эта конструкция сдерживала здание, чтобы стены не разъехались под тяжестью сводов.
Это типичная картина для 17 века. В таком виде они встречаются до начала 18 века.
Если рассмотреть стену, то мы видим заделанное отверстие равное ширине петли. Такая технология бурения кирпичных или белокаменных стен появляется в начале 17 века.
Причем сам обух загнут, там отверстие не пробито.
Пробивать отверстие стали позднее, а такая технология создания петельки характерна для 17 века.
Если в целом смотреть на здание, то по своему типу — это палаты
Палаты строили на Руси до середины 18 века. Причем каменные с середины 17 века.
Как мы определяем такой тип зданий?:
- по этажности — 2-3 этажа, наличию красного крыльца. А здесь видно его примыкание ко 2 этажу;
- обязательной составляющей палат была зала, которая служила столовой и местом приемов гостей;
- высокое красное крыльцо вело сразу в эту залу на 2 или 3 этаж.

На первом этаже знатные люди не жили. Мы видим остатки примыкания крыльца ко 2-му этажу. Значит палаты были 2-этажными. Возможно 3-м этажом еще был деревянный терем — но это мы уже не узнаем. Но в любом случае к терему крыльцо никогда не вело — это женская и детская половины и туда посторонним вход запрещен.
Смотрим на оформление наличников — они из кирпича, причем тесанного вручную

Это первый признак стиля русское узорочье. Он окончательно оформился к началу 17 века и это совпало с началом правления династии Романовых. Поэтому часто русское узорочье называют стилем Романовых. В конце 17 века начинает “продвигаться” другой государственный стиль — нарышкинское барокко (московский стиль). Здесь уже все убранство лепное.
То есть есть еще один ключик к разгадке времени. Не позднее 17 века построено это здание.

Пока мы рассмотрели только старую основу здания, но оно имеет ряд перестроек и пристроек 19 века. Например ретирадник (здесь мы поговорим о древней профессии “золотарях”), галдарейки, спаренные окна. В этом доме так же была «писучая» квартира и находится самое старое граффити, найденное в Москве. Об этом я расскажу в другой статье.